Тема: «Звуки Х и ХЬ»
Цель: познакомить со звуком ХЬ, учить
различать звуки Х и ХЬ, упражнять в употреблении имен существительных в форме
единственного и множественного числа именительного падежа, винительного падежа
единственного числа, учить подбирать слова-действия и слова-признаки к
существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе,
упражнять в согласовании числительных с существительными, продолжать
формировать пространственные представления, развивать фонематическое восприятие,
внимание, зрительное восприятие, память, учить давать оценку положительным и
отрицательным поступкам.
Материал: изображение Незнайки (А4),
картон с прорезями (А4), сигнальные фишки синего и зеленого цвета на каждого
ребенка; маленькие карточки с изображением арахиса, духов, черепахи, хлеба,
халата, орехов, холодильника, гороха, хомяка, хамелеона; картинки, на которых
изображены хлопушка, орех, орехи, петух,
петухи, подсолнух, подсолнухи, пастух, пастухи; мороженое, рыцарь, ваза,
больной ребенок, лиса, старик, худое платье; карточки из игры «Хорошо или
плохо».
1.Оргмомент
Демонстрируется
изображение Незнайки, закрытое картоном тоже формата, с прорезями.
-Кто это? У
Незнайки очень много вопросов к вам. Приготовьтесь отвечать на них.
Демонстрация
символов звуков Х, ХЬ. Полная характеристика звуков.
2.Подбор
слов-действий к существительным, определение наличия звуков Х, ХЬ
Слова: арахис,
духи. Черепаха, хлеб, халат, орехи, холодильник, горох, хомяк, хамелеон.
-Что ты
видишь? Что с этим можно делать?
3. Согласование
числительных с существительными, закрепление пространственных представлений
-Незнайка
потерял хлопушку. Она под одной из этих картинок.
Нужно
хлопушку отыскать,
Звуки
правильно назвать,
Все картинки
сосчитать.
-Петух справа
или слева? Какой звук в этом слове (Х, ХЬ)?
Картинки
располагаются в две колонки (правая – петух, орех, подсолнухи, пастухи, левая –
петухи, орехи, подсолнух, пастух). Если предметов несколько, дети их
пересчитывают.
4.Физкультминутка
-Вот и
хлопушка нашлась. Можем немного отдохнуть.
Хлопушечки
Пусть стоят на месте ножки.
Ля-ля-ля.
Только хлопают ладошки.
Ля-ля-ля.
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай.
Хлоп да хлоп перед собой.
А теперь скорей похлопай
Да погромче, за спиной.
Выше, выше, выше хлопай.
Руки выше поднимай.
Ниже, ниже, ниже хлопай,
Руки ниже опускай.
А теперь качать руками
Можно целых пять минут.
Отдыхайте вместе с нами,
Руки тоже отдохнут.
5.Согласование прилагательных с существительными,
дифференциация звуков Х, ХЬ
-О ком или о чем можно сказать холодное (мороженое),
храбрый (воин, рыцарь), хрупкая (ваза), хилый, т.е. слабый, болезненый
(мальчик), хитрая (лиса), хромой (дед), худое (платье). Какой звук в этом
слове( Х, ХЬ)?
6. Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
-Скажите, какой звук Х или ХЬ в словах «хорошо»,
«плохо».
7.Итог
-Какие звуки мы искали в словах на занятии? Чтобы
другим звукам не было обидно, вспомним и их.
Дети достают символы звуков из волшебного мешочка,
называют звуки.О ком или о чем можно
сказать холодное (мороженое), храбрый (воин, рыцарь), хрупкая (ваза), хилый,
т.е.
|