Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме: Составление рассказов по наблюдаемым действиям. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам. Составление рассказов по прослушанному тексту и картине. Составление рассказов по одной сюжетной картине Составление рассказов по памяти Составление рассказов по символам. Составление рассказов по схемам. Составление рассказов по натуральным предметам Составление рассказов по предметным картинкам. Составление рассказов по заданным словам. Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке! Чтобы дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, запишите его рассказы на магнитофон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и старательности от малыша, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребёнком их положительные и отрицательные стороны. Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу. Список литературы Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М., 2006. – 136с. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. – М., 2005. – 40с. Скачать
|