Цель: учить изменять голос по высоте, тембру, громкости; научить детей определять место звука А в слове, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, развивать координацию речи с движениями; вызвать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте. Материал: ширма, бумага, ножницы, ручка; зеркала на каждого ребенка; большой красный круг из картона и маленькие на каждого ребенка; полоска из картона, разделенная на три части. 1.Оргмомент - Сегодня мы перенесемся в страну звуков. Узнаем, какие они бывают разные. 2.Развитие слухового внимания Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы молчать. - Вокруг нас очень много звуков. Послушайте их. Что вы слышите? -А теперь угадайте, что я буду делать с бумагой. (Логопед за ширмой рвет, режет, мнет бумагу). - Послушайте стихотворение: Где-то собаки рычали: - Р-р-р! В стойле коровы мычали: - Мммуу! В комнате мухи жужжали: -Жжж! Мимо машины бежали: - Тррр! Гудели от ветра все провода: - Ззнь! Капала в кухне из крана вода: - Динь! Перекликались в ночи поезда: - Ууууу! Листья на ветру шумели: - Тсс! Змеи в лесу шипели6 - Шшшшш! А комары все пели: - Зззз! Непоседа мячик днем и ночью Успокоиться не хочет: - Пам! Пам! Куклы кашляют в постели – Днем мороженное ели! - Кхх! Кхх! Значит звуки возникают во время действий с предметами, звуки издают… животные. А человек не просто издает звуки, он говорит, обладает речью. Звуки речи объединяются и получаются слова. 3.Координация речи и движений. - Я обещала перенести вас в страну звуков. Повторяйте за мной. Логопед плавно разводит руки в стороны и одновременно произносит: «А-а-а-а-а». -Вздохни поглубже: «А-а-а-а», Тяни подольше: «А-а-а-а», Вот и она Необычная страна. 4. Знакомство с артикуляцией звука А. - Ребята, садись на стульчики, отдохните. - Мы уже в волшебной стране звуков, посмотрите, что-нибудь изменилось? (Нет). - Правильно. Ведь это страна звуков, значит, нужно внимательно слушать. - Между прочим один житель-звук нас уже встретил. Как вы думаете, что это за звук? Какой звук я просила вас тянуть подольше? (Это звук А). -Вы очень хотите его увидеть? (Да). Тогда возьмите зеркало, произнесите: «А-а-а-а!» - Что вы видите? (Рот широко открыт.) -Выходи звук А, дети тебя увидели. (Логопед показывает большой красный круг). 5.Развитие просодии -Ребята, звук А хочет подарить вам свой портрет. Портрет получит каждый, кто сможет произнести звук А по-разному: высоко и низко, далеко и близко, шепотом и звонко, тихонько и громко. - А! – со мною вместе пойте, - А! пошире рот откройте! - А! – споем мы высоко, - А! – споем мы низко. - А… - как будто далеко, - А… - мы слышим – близко. - А, - шепнем, - А! – крикнем звонко, - А, - тихонько, - А! – так громко! Все теперь мы будем знать: Вот как может А звучать! 6.Определение позиции звука А в слове. -Поиграем со звуком А в прятки. Я буду произносить разные слова, а вы, если услышите звук А, поднимете его портрет. Слова: адрес, обруч, август, аист, узел, мак, озеро, бак, иней, арбуз, абрикос, река. Одновременно логопед демонстрирует полоску, разделенную на три части. Если в слове есть звук А, то дети определяют положение звука в слове (начало, середина, конец). Тогда звук А (красный кружочек) выглядывает над полоской (вначале, середине или конце). 7.Итог занятия. - Во многих именах, тоже можно услышать звук А. Так кто же встречается со звуком А каждый день? (Вася, Саша, Полина, Эсмира, Марк, Марина, Алина, Артём, Таня.) -Теперь узнаем тебя мы всегда Наш новый знакомый, звук А! Что ж прощаться пора, До свидания, звук А!
|