Цель: познакомить детей со звуком Ц, учить определять позицию звука в слове, продолжать учить синтезу прямых и обратных слогов, учить пересказывать текст по опорным картинкам, упражнять в подборе прилагательных к существительному, закрепить понятие «слова-родственники», продолжать формировать временные представления, развивать память, внимание, мышление, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику. Материал: игрушка-цыпленок, символ звука Ц, схема характеристики звука, пеналы с геометрическими фигурами и полоски белого картона на каждого ребенка; картинки с изображением пальцев, поросенка, яйца, бабочки, машины, снежинки, овцы, солнца, а также опорные картинки для пересказа: курица с цыплятами, один цыпленок, цветы, колодец, дом. 1.Оргмомент -Отгадайте, кто к вам сегодня пришел на занятие: Явился в желтой шубке. Прощайте, две скорлупки! -Цыпленок. -Как бы вы позвали цыпленка? (Цып-цып-цып.) Правильно. Цып – это имя цыпленка. -Какой первый звук в его имени? (Звук Ц.) Давайте расскажем Цыпу все, что мы знаем об этом звуке. Дети дают характеристику звука. 2.Синтез прямых и обратных слогов -Цыпленок спрашивает, можете ли вы собрать слоги из звуков? Попробуйте. -А, ц. (Ац.) и т.д. -Цып загадает вам загадки, отгадать их вам помогут картинки. Одно имя всем. (Пальцы.) Четыре грязных копытца Залезли прямо в корытце. (Поросенок.) Если захочешь, В птицу может превратиться. (Яйцо.) На цветке – цветок, Два братца спереди бегут, Зимой – звезда, По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (Овца.) Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет. (Солнце.) Если в слове есть звук Ц, дети определяют место звука в слове. 4.Физкультминутка -Цып зовет вас на зарядку. Раз-два – шли цыплята. (Шагают на месте.) Три-четыре – шли домой. (Прыгают на месте.) Вслед за ними плелся пятый, (Хлопают в ладоши.) Впереди бежал шестой, (Топают ногами.) А седьмой отстал от всех, (Шагают на месте.) Испугался, закричал: (Хлопают в ладоши.) -Где вы, где вы? (Прыгают на месте.) -Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топают ногами.) 5.Выделение слов со звуком Ц в тексте -Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Логопед рассказывает и выставляет картинки: курица с цыплятами, один цыпленок, цветы, колодец, дом. Цыпленок Цып У мамы-курицы было тринадцать цыплят. Самого маленького звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Однажды, собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала. Вопросы по тексту. -Какой Цып? -Как вы думаете, в какое время года происходили события? -Послушайте еще раз и запомните слова, в которых есть звук Ц. -Скажите, какое слово лишнее: Цып, цыпленочек, цветок, цыплята, цыпленок? Какие слова остались? Как мы называем такие слова? (Слова-родственники.) 6.Итог -Сегодня мы отгадали много загадок. А помните ли вы отгадки? -Цыпу понравилось занятие, но ему уже пора домой.
|