Цель: научить детей выделять первый гласный звук И, анализировать цепочки из трех гласных звуков, закреплять пространственные представления, упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных, развивать мелкую моторику, слуховое внимание, память, мышление. Материал: изображения ивы, иволги, индейца, игрушек, индюка, изюма, ириса, астры, аиста, удочки, утюга, автобуса, улитки; символы гласных звуков на каждого ребенка, карточки для индивидуальной работы, разрезная картинка (иволга), прямоугольник красного цвета. 1.Оргмомент. -К нам на занятие пришел звук И. Давайте с ним поздороваемся. (Дети вытягивают руки вверх и одновременно произносят звук И.) Звук И похож на длинный прямоугольник, почему? Какие звуки мы договорились обозначать красным цветом? (Гласные.) А что мы знаем о гласных звуках? (Их можно петь.) Попробуем спеть звук И. -Ребята, посмотрите, звук И чем-то обеспокоен. Он говорит, что хотел взять с собой свою любимую птицу Иволгу, но Злая Колдунья развеяла ее по ветру. Он просит вашей помощи. Поможете ему? (Да.) Садитесь на свои места и приготовьтесь выполнять задания. 2. Выделение первого гласного звука в начале слова. -Как вы думаете, почему иволга, любимая птица звука И? (Потому что первый звук в ее названии И.) Давайте еще найдем картинки, где звук И в начале. Картинку с этим звуком тоже поставим вначале ряда, так мы поднимемся по лестнице и сможем достать один кусочек картинки с изображением иволги. Дети определяют первый звук в словах: аист, индеец; астра, удочка, ирис; утюг, автобус, улитка, ива; 3.Анализ и синтез сочетаний из двух и трех гласных звуков. -Сейчас вы возьмете белые полоски и положите символы гласных звуков в том же порядке, в котором я их произнесу. Логопед слитно произносит сочетания: ау, уи, аи, иуа, уиа. Затем логопед предлагает одному из детей найти часть картинки по словесным указаниям. 4.Упражнение в образовании формы мн.ч. имен существительных. -Поиграем в игру «Один – много». Я снимаю одну картинку, говорю: «Один аист». Тот кого я назову, скажет: «Много… аистов». Ребенок находит еще одну часть картинки по словесным указаниям логопеда. 5.Физкультминутка -Где находится еще одна часть картинки, нам покажет аист. -Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. -Топни правой ногой Топни левой ногой, Шагните правой ногой, Шагните левой ногой. Так и придете домой. Логопед незаметно роняет на пол еще одну часть картинки. -А вот нашлась еще одна часть. Возьмем и ее. 6.Выделение первого гласного звука. Нахождение лишнего предмет, подбор обобщающих слов. Каждый ребенок получает по три картинки, под каждой картинкой он должен положить символ того звука, который находится в начале слова. Затем логопед задает вопросы: -Какая картинка лишняя? Почему? -Какая картинка со звуком И в начале слова тебе досталось? Логопед помещает на доску аналогичную картинку, уточняет у ребенка, где теперь находится картинка: справа или слева от предыдущей. Появляется последняя часть разрезной картинки. 7.Итог -Молодцы! Помогли звуку И вернуть его любимую птицу. Попрощаемся со звуком И. (Дети вытягивают руки вверх, одновременно произносят звук И).
|