Цель: познакомить детей со звуком Х, учить определять позицию звука Х в словах (начало или конец слова), анализу обратных слогов, закреплять умение давать характеристику звука, учить образовывать притяжательные прилагательные, закреплять знание обобщающего понятия «животные», развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, слуховое внимание, мышление, память. Материал: краски, кисточка и шарф для художницы, ленточка для альбома; пеналы с геометрическими фигурами и полоски картона на каждого ребенка; карточки с обратными слогами АХ, УХ, ОХ, ЫХ, ИХ; картинки, на которых изображены: горы, пастух, горох, бабочки, игрушки, хвосты разных животных и хобот, хлопушка, мох, лопух, хомяк, подсолнух, хамелеон, чертополох, корова, крот, енот, панда. 1.Оргмомент -Посмотрите, что это у меня? (Краски, кисть.) Кто же я? (Художница.) -А какой первый звук в слове «художница»? -Давайте подумаем, каким значком можно обозначить звук Х. Представьте, что вам холодно и у вас замерзли ручки, как вы будете их греть? Логопед показывает символ звук Х: -Так что же это за звук? -Давайте дадим характеристику этому звуку. 2.Анализ обратных слогов -Иногда я рисую картины и сочиняю стихи. Садитесь на свои места, а я вам буду показывать свои рисунки. ЫХ-ЫХ-ЫХ – много бабочек больших. -Какой слог я произнесла несколько раз? Где он? Какой первый звук в слоге? Второй? ИХ-ИХ-ИХ – нет игрушек лишних. АХ-АХ-АХ – много снега в … (горах). УХ-УХ-УХ – коров пасет … (пастух). ОХ-ОХ-ОХ – вырастили мы … (горох). -Какие чистоговорки вы запомнили? 3.Образование притяжательных прилагательных -Для детей у меня есть рисунки-загадки. -Что это? (Хвост.) Есть звук Х в слове «хвост»? Это хвост кого? (Волка.) Значит он чей? (Волчий.) -А это чей хвост? (Хобот!) 4.Физкультминутка Очень хочется игрушку Мне нарисовать. Нарисую я хлопушку Позову детей играть! -Что я нарисовала? Есть в этом слове звук Х? (Есть.) -Правильно. Вставайте в круг. Хлопушечки Пусть стоят на месте ножки. Ля-ля-ля. Только хлопают ладошки. Ля-ля-ля. Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай. Хлоп да хлоп перед собой. А теперь скорей похлопай Да погромче, за спиной. Выше, выше, выше хлопай. Руки выше поднимай. Ниже, ниже, ниже хлопай, Руки ниже опускай. А теперь качать руками Можно целых пять минут. Отдыхайте вместе с нами, Руки тоже отдохнут. 5.Определение позиции звука в слове -Я храню много рисунков, не только своих, но и подаренных. Но мне очень хочется из своих рисунков сделать альбом. Вы мне в этом, пожалуйста, помогите. Отберите мои рисунки, в их названии обязательно есть звук Х. Дети называют картинку, определяют есть ли звук Х, где он находится, выкладывают синий квадратик в начало или конец полоски. Все рисунки со звуком Х, объединяются в альбом (мох, лопух, хомяк, подсолнух, хамелеон, чертополох). Остальные рисунки нужно назвать одним словом (корова, крот, енот, панда). 6.Итог -С каким звуком вы сегодня познакомились? (Со звуком Х). -Но ведь мы уже много знаем разных звуков. Давайте их вспомним, чтобы они не думали, будто мы о них забыли (П, ПЬ, Т, К, КЬ, А, О, У, Ы, И).
|