Цель: познакомить детей со звуком Л, учить звуковому анализу односложного слова, закреплять умение определять наличие или отсутствие звука в слове, упражнять в изменении глаголов по лицам и числам, в подборе существительных к прилагательным, согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в составлении предложений по опорным словам, развивать память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Материал: изображение клоуна, геометрические фигуры на каждого ребенка, картинки большие (халат, галстук, шарф, платок, рубашка, плащ) и маленькие (свекла, морковь, картошка, масло, майонез, баклажан, капуста, лук, соль), одноразовая пластиковая тарелка, символ звука Л, схема характеристики звука. 1.Оргмомент Дети дают характеристику звука. -Как вы думаете, кто придет к нам на занятие, Пьеро, Клоун или Артемон? (Клоун.) Почему? (Потому что в этом слове есть звук Л.) 2.Определение наличия или отсутствия звука в слове -Клоун готовиться к выступлению, нужно помочь ему смешно одеться. Думаю получиться очень смешно, если надеть только ту одежду, в названии которой есть звук Л. Картинки: халат, галстук, шарф, платок, рубашка, плащ. 3.Знакомство со схемой слова -После выступления клоун проголодался, предлагаю приготовить салат. Клоун очень любит винегрет. Какие овощи нам понадобятся? Картинки: свекла, морковь, картошка, масло (майонез), баклажан, капуста. -Но чтобы салат был вкусным нужно положить лук. Где бы его взять? Вот маленький фокус. Если мы правильно выложим это слово с помощью геометрических фигур, он обязательно появиться. Дети выкладывают схему слова «лук». Если дети еще не очень устали, аналогичную работу можно провести со словом «соль». 4.Физминутка -Нужно немного отдохнуть. Куда пойдем гулять? Лучше всего в лес. Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. (Ходьба на месте.) Вдруг мы видим: из куста Выпал птенчик из гнезда. (Наклон вперед, руками коснуться пола.) Тихо птенчика берем И назад его кладем. (Выпрямиться, поднять руки вверх.) Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. | Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим. (Бег на носочках.) На полянку мы выходим Много ягод там находим. Земляника так душиста. Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперед.) Как много мы увидели И речку, и цветы. Узнали много нового И я, и ты, и мы. |
Логопед проводит небольшую беседу с детьми. -Я видела выпавшего из гнезда птенца, хитрую лису, душистую землянику, красивые цветы. А ты что видел? – обращается к одному из детей. -Лиза, спроси, что Полина видела. -Саша расскажи, что мы видели. 5.Игра «Собери слова» -Что-то не могу понять, что говорит мне клоун. Может, вы поймете. -Володя, флажок, сделать. -Володя сделал флажок. -Точно! Вот и картинка такая есть. Ну, тогда переводите дальше. Мила, молоко, пить. На, клубок, пол, упасть. Стол, висеть, лампа, над. Полка, Павел, сделать. Катать, Лена, кукла, коляска, в. С, Слава, кофе, пить, печенье. У, нога, Клава, болеть. Алла, платье, шить, кукла. -У Лены в руках две ленты. Наконец-то клоун перестал шутить. 6.Итог -Послушайте, сколько слов знает клоун со звуком Л: лучшее, ласковая, лохматая, ловкий, лукавый. А о ком или о чем так можно сказать? лучшее место ласковая девочка лохматая собака ловкий человек (хитрый) лукавый взгляд (хитрый) легкое перо липкая банка лютый мороз лесные ягоды Дополнительно логопед спрашивает, какой первый звук в слове (прилагательном), Л или ЛЬ?
|