Цель: познакомить со звуком Р, закреплять умение определять позицию звука в слове, учить звуковому анализу односложных слов, упражнять в образовании относительных прилагательных, в подборе антонимов, закреплять знание обобщающих понятий, развивать связную речь, мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление (анализ, синтез, обобщение). Материал: символ звука Р, схема характеристики звука, пеналы с геометрическими фигурами на каждого ребенка, картинки с изображением Рыцаря, Царевны, деревьев и цветов, разрезанный на пять частей замок. 1.Оргмомент -Ребята, сегодня произошло ужасное событие. Злая ведьма заточила Царевну в ледяной замок. Вы сможете спасти Царевну. Но прежде чем мы начнем преодолевать препятствия нужно выбрать вам помощника. Напомните, о каком звуке мы только что рассказывали? А теперь правильно выберете себе помощника: Рыцарь, Незнайка, Кощей. 2. Образование относительных прилагательных -Не успели мы выбрать помощника, как он уже оказался в заколдованном лесу. Наша задача - выйти к реке, для этого нужно сказать, как называются деревья, а потом ответить на вопрос: какие листья у каждого из них. Слова: береза, рябина, осина, каштан, тополь, клен, дуб. -Как назвать березу, рябину… одним словом? 3. Определение позиции звука в слове -Посмотрите, рыцарь уже на берегу реки, но мост какой-то странный, весь в картинках. Чтобы пройти по нему нужно определить место звука Р в словах. Слова: роза, астра, ромашка, нарцисс, георгин, клевер, подорожник. -Назовите эти картинки одним словом. 4.Физминутка -Переправились через мост, еще немного прошли и перед нами появились поля. А тут, откуда не возьмись, налетел страшный ветер. Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья – Вправо-влево, взад-вперед, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.) Мышки прячутся во ржи. Как увидеть их, скажи? В норке прячется полевка. Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) И немного отдохнем. (Дети садятся на свои места.) 5.Звуковой анализ односложного слова -Мы удачно проходили препятствия, и потому ледяной замок уже наполовину разрушился. Остались только две огромные глыбы у самого входа. Рыцарь пробовал сдвинуть их, но ничего не получилось. Зато на одной из ледяных глыб изображено что-то похожее на рысь. Давайте запишем это слово, может быть это поможет. Мы правильно записали это слово. Я была права, огромная льдина сразу исчезла. 6.Подбор антонимов -Осталось освободить вход в замок, и Царевна будет свободна, чары злой ведьмы перестанут действовать. Последняя льдина оказалась еще тяжелее предыдущей. Но зато на ней написано заклинание, точнее его половина, помогите Рыцарю произнести это заклинание. Теплый – холодный, Узкий - …, Длинный - …, Трусливый - …, Сладкий - …, Плохой - …, Больной - …. Чистый - …, Вход теперь безопасный. 7.Итог -Царевна теперь свободна. Вместе с Рыцарем она вернется в свое Царство. Что расскажет ей Рыцарь о своих приключениях?
|