Цель: учить детей определять позицию звука Т в слове (начало или конец), закрепить знание гласных звуков, учить составлять прямые и обратные слоги с новым звуком, продолжать формировать пространственные представления, упражнять в употреблении предлогов перед, за, в, на, учить образовывать новые слова с помощью суффиксов –ик и –ище, учить образовывать прилагательные от существительных, развивать общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. Материал: картинки с изображением кота, бегемот, крота, енота, волка, осла, творога, йогурта, торта, колбасы, буфета, шкафа, табурета, тумбочки; три крыши, вырезанные из картона красного, синего и зеленого цвета; символы гласных звуков и звука Т. 1.Оргмомент -Т-т-т! -Что может так стучать? (Молоток.) -Как мы назовем этот звук гласным или согласным? -При произнесении звука Т голосок звенит или спит? Логопед читает стихотворение: Молоточком стучу, Сто гвоздей заколочу. Буду строить дом, дом. Будем жить в нем, нем. Одновременно дети выполняют следующие движения: 1 – посуткивают кулаком правой руки по расправленной ладони левой руки; 2 – наоборот; 3 – ставят поочередно кулачок на кулачок; 4 – поднимают ладони, соединяют пальцы, изображая крышу дома. -Вот мы и построили дом, осталось узнать, кто в нем поселится. Давайте подойдем по ближе. 2.Составление прямых и обратных слогов Чтобы сесть на свое место, нужно пройти по дорожке (символы гласных, разложенные на полу), при этом молоточек кладется то справа, то слева. 3.Определение позиции звука Т (начало или конец слова) -В нашем доме четыре комнаты, жить в них будут животные, в названии которых есть звук Т. Называя животных я буду пропускать один звук, вы должны догадаться кто это. -Кро.., осё.., бегемо.., ко.., вол.., ено.. Логопед спрашивает, есть ли в слове звук Т, если есть, то просит поселить животного в комнату наверху справа, внизу слева и т.д. -Ты услышал звук Т в начале слова или в конце? 4.Определение наличия или отсутствия звука Т в слове -Слева от нашего дома построили магазин, там продают продукты. Если там продают продукты, значит магазин какой? (Продуктовый). Какого цвета у продуктового магазина? -Сегодня в магазин привезли продукты, что бы узнать какие продукты свежие, нужно определить, есть ли в слове звук Т. Если есть, значит, этот продукт свежий. -Творог. Есть ли в этом слове звук Т? Звук Т в начале или в конце слова? То же со словами йогурт, торт, колбаса. -Так какие же продукты свежие? Дети могут класть синий квадратик в начало или конец полоски. 5.Физкультминутка Вы опять сидеть устали, На зарядку дружно встали. Руки в боки, смотрим вправо. Поворот налево плавный. (Повороты корпуса в стороны.) Поднимаем мы колени, Занимаемся без лени. Поднимаем их повыше. Может быть, коснемся крыши? (По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.) Наклоняемся до пола. Прогибаемся поглубже. Вправо-влево три наклона. Повторяем снова дружно. (Наклоны вперед, вправо, влево.) От души мы потянулись, (Потягивания – руки вверх и в стороны.) И к занятию вернулись. (Дети садятся на свои места.) 6.Определение звука Т в слове -Справа построили магазин, в котором продают мебель. Какого цвета крыша у магазина? Если там продают мебель, значит он какой? (Мебельный.) -Я расскажу вам стихотворение, если услышите слово со звуком Т, постучите кулачком по ладони. Тумбочку, буфет, Шкаф и табурет, В магазине покупали, Моей соседке тете Гале. 7.Развитие навыков словообразования, падежного управления -Как ласково назовем самый низкий дом? (Домик.) -Самый высокий? (Домище.) -Поскольку эти здания новые, там еще не закончился ремонт, рабочие часто забывают молоток. Скажите, где жильцы находили молоток? Логопед передвигает символ звука Т – молоток, а дети называют его местоположение (перед домом, за домом, справа от дома, на крыше, в доме.) 8.Итог -Мы уже познакомились со многими звуками, вспомните гласные звуки, согласные.
|