Цель: познакомить детей со звуком У, учить выделять звук среди других звуков, выделять звук на фоне слова, слышать слова со звуком У; развивать общую, мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление; повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте. Материал: небольшой красный круг из картона (звук У), картинки с изображением утки, удочки, утюга, улитки, улья, ужа, жука, лука, удода; длинные и короткие полоски по количеству детей. 1.Оргмомент - Ребята, вспомните, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии. Хотите познакомиться с еще одним жителем Страны Звуков? (Да.) Тогда скажите, как гудит поезд? (У-у-у.) Где мы можем услышать звук У? Кто воет: «У-у-у?». Зимой ветер воет … (У-у-у.) - У, - мы в дудочку дудим, - У, - как поезд мы гудим. - У, - вперед мы тянем губки, В узенькую дуем дудку. -Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, что происходит с вашими губами. (Они вытягиваются в трубочку.) -Теперь покажем звук У руками. (Логопед вытягивает руки перед собой, одновременно произносит звук У. Дети повторяют.) - Вы так старательно произносили звук У, что он решил сам прийти к нам на занятие. Вы сейчас садитесь на свои места, а звук У будет с вами играть. 2.Выделение звука У из ряда гласных. Игра «Поймай звук». Логопед произносит гласные звуки, а дети, услышав звук У, делают хватательное движение, будто ловят его. 3.Выделение звука У из слова. Отгадывание загадок. На доске картинки: удочка, лук, улитка, утюг, улей, уж, жук, уточка, удод. Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, Ниточка в воде. (Удочка.) -Есть ли в этом слове звук У? Он находится в начале, середине или конце слова? (В начале.) Тогда поставьте пальчик в начало полоски. Сама ползет, На себе дом везет. (Улитка.) Ходит вперевалочку, Плавает, ныряет, На пруду и в речке Пищу добывает. (Утка.) По реке Простыне Плывет пароход. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. (Утюг.) -Что еще изображено на картинках? (Улей, уж, жук, лук). Также определяют место звука в слове. 4. Физкультминутка НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ | Жу-жу-жу, - жужжит пчела. -Я лечу издалека. Зу-зу-зу, - комар пищит. -Очень жарко, - он звенит. Уф-уф-уф – как паравоз, Шмель пыхтит, пыльцу повез. Жук гудит: гу-жу, гу-жу, Я любого разбужу. | (Помахивают руками в стороны.) (Выбрасывают указательные пальцы вперед.) (Притопывают ногами.) (Хлопают в ладоши.) |
-Как вы думаете почему звуку У, нравится этот стишок. (В нем много раз можно услышать звук У.) 5.Выделение слов со звуком У. - Дети, послушайте стихотворение: Удод у дороги Увидел ужа, Удод улетел, От испуга дрожа. А уж зашуршал И уполз в камыши, Над глупым удодом Смеясь от души. - Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить все слова со звуком У. 6.Развитие слухового внимания. Длинные и короткие слова. - Ребята, слова, в которых мало звуков – короткие. -Как вы думаете, слово уж – длинное или короткое? Давайте попробуем его отхлопать. (То же со словами лук, умывальник, жук, учительница, ум, указка). Дети поднимают длинные и короткие полоски. 7. Итог. - Какой звук нам сегодня загадывал загадки? (Звук У). Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.
|