Цель: продолжать учить выделять первый гласный звук в словах, познакомить с понятием «гласные звуки», угадывать звуки по их артикуляции, закреплять правильное употребление формы родительного падежа, единственного числа, учить показывать различные чувства (радость, грусть, гнев) с помощью мимики и выразительных жестов, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, закреплять пространственно-временные представления. Материал: круги красного цвета (большой и маленький), картинки с изображением аиста, аквариума, ананаса, апельсина, автобуса, акула, улитки, удочки, утки, усов, удода, иглы; мяч. 1.Оргмомент -Ребята, звуки А, У решили познакомиться с вами получше. Они на протяжении всего занятия будут вас запутывать, будьте внимательными. А прежде, чем мы начнем играть, я вам расскажу об этих звуках вот что. Произнесите звук А (У), посмотрите, язычок спокойно лежит во рту, воздуху, который мы выдыхаем, ничего не мешает, эти звуки мы произносим голосом. А знаете, как много-много лет назад говорили слово «голос»? Вместо слово «голос», употребляли «глас». Как раньше произносили это слово? Так вот, звуки А, У называются гласными, потому что их произносят с помощью голоса. Как называют звуки А, У? Мы познакомимся и с другими гласными звуками. Все эти звуки мы будем обозначать красным цветом. Все эти звуки можно петь. Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву: -А-у, а-у, а-у. -Давайте попробуем спеть звуки А, У (на мотив знакомой песенки). 2.Угадываение звуков по беззвучной артикуляции. -А сейчас я выключу свой голос, а вы постарайтесь определить, какой звук я хотела произнести. Если вы не знаете такого звука, то нужно нахмуриться, если знаете произнести его. 3.Определение первого гласного звука в словах. -Теперь вы можете сесть на свои места. Мы будем играть с гласными А и У в прятки. Девять картинок расположены на доске в три ряда по три картинки. Логопед предлагает определить, что изображено справа от ананаса, что под уткой, что слева от автобуса и т.д. Затем дети определяют первый звук в этом слове. -Звуки А и У поссорились. Звук А просит вас помочь ему забрать картинки со своим звуком, а звук У заберет картинки со своим звуком. (Дети, поделите между ними картинки.) Логопед обращается к звукам: -Не пора ли вам помириться? Звуки встают рядом. -Теперь расположите картинки парами. Картинка, с каким звуком осталась без пары? Давайте выберем пару среди этих картинок: удод, акула, игла. 4.Физкультминутка. Игра «Делай то, что скажу, а не то, что покажу» Логопед поднимает руки вверх, одновременно произносит звук А, затем снова поднимает руки вверх и произносит звук У. Дети должны не ошибиться и правильно выполнить движение. 5.Развитие слухового внимания. Логопед убирает одну картинку (улитку), спрашивает: "Чего нет?" Объясняет, что будет произносить это слово по-разному, если правильно произнесет, нужно говорить: «Ааа!» и хлопать, а если не правильно, то опускать голову и плечи со звуком: «Ууу». -Улитка, лилитка, уритка, улитка, улифка, улита и т.д. 6.Развитие памяти. -Тот, кому я брошу мяч, называет одно из слов, которое было изображено на картинках, и говорит, какой звук в этом слове первый. Например: -Улитка, первый звук У. 7.Итог. -Какие звуки пытались вас сегодня запутать? Удалось им это? (Нет.) Чего нового мы узнали об этих звуках?
|