Тема: «Звуки К и КЬ» Цель: познакомить детей со звуком КЬ, учить давать полную характеристику звука (согласный, глухой, мягкий), учить дифференцировать звуки К и КЬ, упражнять в согласовании числительных с существительными, учить различать значения предлогов на, над, под, учить пересказывать небольшие рассказы, закрепить понятия «звук», «слог», «слово», закреплять знание названий геометрических фигур, а также основных и оттеночных цветов, расширять словарь по темам цветы, деревья, птицы, игрушки, развивать фонематический слух, мелкую моторику, воображение. Материал: геометрические фигуры к фланелеграфу 1.Оргмомент -Как стучат каблучки? (К-к-к.) А как стучат маленькие каблучки? (Кь-кь-кь.) -Этот звук гласный или согласный? Голосок спит или звенит? Значит он звонкий или глухой? -К-к-к. -Звук твердый или мягкий? -Кь-кь-кь? -Звук твердый или мягкий? -К нам на занятие пришли девочка и мальчик. Сначала угадаем имя девочки. Я произнесу несколько имен, а вы определите, в каком из них есть звук КЬ. -Ира, Кира, Лена. -Теперь так же нужно угадать имя мальчика, в его имени нужно услышать звук К. Саша, Женя, Павлик. 2.Развитие фонематического слуха на материале слогов -Кира и Павлик каждый день гуляют в парке. По дороге в парк они слушают, как стучат по дорожке их каблучки. Слышишь, как стучат каблучки? - Ке-ке-ки. Запомни и повтори: - Ке-ке-ки. Мы в парк почти пришли: -Кя-кя-ки. Дети за логопедом повторяют слоги: ок-ак-ок, кя-кё-ки, ка-кы-ка, ке-ке-ки… 3.Развитие фонематического слуха на материале слов -Я вам расскажу, что есть в парке, а вы будете поднимать синюю фигуру, если услышите звук К, зеленую, если услышите звук КЬ. Логопед перечисляет и одновременно прикрепляет фигурки к фланелеграфу. -В парке есть большая клумба. На ней растут фиалки, гвоздики, ромашки. Слева от клумбы растет каштан, а справа – клен, под ним скамейка. Над клумбой кружат разноцветные бабочки. Еще в парке много птиц, туда всегда прилетают ласточки и кукушка. Дети берут с собой в парк игрушки: мячик, шарик и скакалку. -Предлагаю посчитать. Сколько и каких цветов на клумбе? -Теперь ваша задача закончить начатое мной предложение: Слева от клумбы растет… (клен). Под кленом стоит … (скамейка). Справа от клумбы растет… (каштан). Под каштаном … (лежит скакалка). На клумбе много … (цветов). Над клумбой много … (бабочек). На каштане … (сидит кукушка). Над каштаном …( летят ласточки). Над скамейкой … (висит шарик). На скамейке … (лежит мяч). 4.Физкультминутка Назвали все предметы по порядку, Теперь вас приглашаю на зарядку. Мелкие шажки – раз, два, три. Легкие прыжки – раз, два, три. Мягка посадка – раз, два, три. 5.Пересказ -Послушайте, какая история однажды произошла с Кирой и Павликом на прогулке, постарайтесь запомнить. Кира и Павлик отправились на прогулку. Они взяли с собой шарик, мяч и скакалку. Когда они пришли, то привязали шарик к скамейке, мяч положили на скамейку. Кира стала прыгать через скакалку, а Павлик наблюдать за бабочками. Вдруг они услышали: «Хлоп!» (Громко.) Кира и Павлик испугались и спрятались за каштаном. Оказалось, что это лопнул шарик и упал на скамейку. Рассказ сопровождается перестановкой геометрических фигур на фланелеграфе. -Кто сможет рассказать? Рассказы 2-3 детей. 6.Д.и. «Звук, слог или слово?» -Когда Кира и Павлик устают, они садятся на лавочку и играют в игру: «Звук, слог или слово?» -Павлик говорит: «У, укроп или ук». -А Кира определяет, что это звук, слово или слог. 7.Итог -Какой звук в имени Кира, К или КЬ? Звук в начале или в конце слова? В имени Павлик? Звук в начале или в конце слова?
|