Цель: познакомить со звуком ПЬ, учить различать твердый П и мягкий ПЬ, определять первый согласный в слове, продолжать формировать пространственно-временные представления, закреплять знание основных и оттеночных цветов, активировать в речи обобщающие понятия «игрушки», «одежда», наречия «вверху», «внизу», «справа», «слева», упражнять в употреблении единственного и множественного числа существительных, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, мышление. Материал: символы звуков П и ПЬ, картинки с изображением игрушек (погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок, пират), вырезанные из картона предметы одежды (пиджак, пижама, перчатки, пальто, платье, платок, пояс), изображения девочки и мальчика, карточки на каждого ребенка, на которых нарисованы пряник, пряники, пирог, печенье, помидор, помидоры, перец, петрушка, персик, персики. 1.Оргмомент -Ребята, напомните мне, какой звук издает паровоз? (П-п-п.) -А какой звук может издавать маленький паровозик? (ПЬ-ПЬ-ПЬ.) -Когда мы произносим эти звуки, наш голосок спит или звенит? -Как мы договорились называть такие звуки? (Согласными.) 2.Развитие фонематического слуха -На свое место сядет тот, кто сможет повторить слоги и определить лишний. -ПА-ПА-ПЯ и т.п. 3.Выделение первого согласного П или ПЬ, закрепление обобщающего понятия «игрушки» -Эту девочку зовут Полина. В ее имени вы слышите звук П или ПЬ? -А это ее брат, Петя. Его имя начинается со звука П или ПЬ? Логопед вывешивает на доску портреты детей, а также обозначения первого звука имени (большой или маленький паровоз). -Полина и Петя поссорились. Не могут поделить игрушки. Предлагаю Полине дать игрушки, в названии которых есть звук П, а Пете, в названии которых есть звук ПЬ. Дети определяют первый звук в словах погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок, пират. -Эту игрушку нужно поставить справа или слева? (Если игрушка принадлежит Полине, ставят слева, если Пете – справа.) 4.Физкультминутка. -Полина и Петя собрались на прогулку. Они предлагают поиграть. -П-п-п. Это большой паровоз или маленький? (Большой.) Когда услышите звук П, нужно стоять на месте и поднимать руки вверх. -Пь-пь-пь. Это …(маленький паровоз). Когда услышите этот звук, нужно присесть на корточки. Дети строятся в линейку. Логопед говорит: -Паровоз едет вправо: «П-п-п!» Дети поворачиваются направо, поднимают руки, изображая большой паровоз. Затем возвращаются в исходное положение. -Паровоз едет влево: «Пь-пь-пь!». Дети поворачиваются налево, приседают, изображают паровозик. 5.Выделение первого согласного П или ПЬ, закрепление обобщающего понятия «одежда» -Полина и Петя вернулись с прогулки. Вместо того, чтобы все аккуратно убрать, у них в комнате получился беспорядок. -Если это вещь Пети, кладем на верхнюю полку, если Полины – на нижнюю. На доске изображен шкаф, а вокруг, вырезанные из картона предметы одежды (пиджак, пижама, перчатки, пальто, платье, платок, пояс). -Как назвать все эти предметы, одним словом? -Посмотрите, здесь есть теплые вещи пальто, перчатки. Как вы думаете, в какое время года их носят? 6.Определение первого согласного звука в слове -Петя и Полина обедают, вам они предлагают подкрепиться. Логопед раздает картинки с изображением перца, пирога, помидора, персика, печенья, пирожного, пряника. -Кто тебя угостил, Петя или Полина? 7.Итог -Напомните мне, какие вы знаете гласные звуки. -Какие вы знаете согласные? -Назовите имя, которое начинается на звук П, на звук ПЬ?
|